Коммерсантъ,
11 августа 2014 г.
Турпакет на вылет
584 просмотра
Чуть меньше месяца назад в туристической отрасли началась череда потрясений. Вслед за уходом с рынка одного из самых крупных игроков — оператора «Нева» о прекращении работы заявили еще шесть компаний. По данным Ростуризма, число пострадавших достигло 65 тыс. человек, по неофициальным данным, это число могло превысить 80 тыс. Сами игроки рынка утверждают, что банкротов погубил демпинг. Чиновники обещают решить проблему, заставив отрасль работать по новым законам.
Эффект домино
Череда массовых банкротств на туристическом рынке началась 16 июля, когда прекратила свою работу петербургская «Нева». В числе пострадавших тогда оказались 23 тыс. человек (7 тыс. остались за границей, еще 16 тыс. не смогли уехать по приобретенным путевкам). Основными причинами финансового краха одной из самых крупных компаний в отрасли стало падение финансовых показателей (за полгода прибыль сократилась на 25%), новые правила выезда за границу госслужащих и общая неблагоприятная экономическая ситуация. Уже 25 июля о крахе заявил небольшой московский оператор «Роза ветров -- Мир» (РВМ). Компании удалось самостоятельно вывезти из-за границы всех туристов, но аналитики впервые заговорили о системных проблемах на рынке. Одной из причин краха РВМ стал отказ в предоставлении уже одобренного займа.
Банки стали массово отказываться кредитовать рискованный туристический бизнес. Схожие проблемы начались на рынке страхования. Финансовую гарантию «Невы» на сумму 454,2 млн руб. обеспечивала малоизвестная компания «Восхождение», чей совокупный долг оценивался в 550 млн руб. Общая сумма гарантий, которое «Восхождение» выдало 40 туроператорам, составила 1,4 млрд руб., оценивали во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). 23 июля Центробанк объявил о приостановке действия лицензии компании, а страховщики стали просто отказываться гарантировать риски туроператоров. По оценкам главы ВСС Игоря Юргенса, убыточность этого бизнеса составляет 90%. Сейчас на рынке существуют 20-30 компаний, готовых работать с туроператорами, но только при наличии гарантий.
Далее о свой несостоятельности заявили «Экспо тур», «Интаэр» и «Нордик стар». Но самым крупным потрясением для рынка стал крах «Лабиринта» и «Идеал тура» Михаила Шаманова. Число пострадавших оценивалось в 57 тыс. человек. Формально проблемы компаний не были связаны между собой. Причиной банкротства «Лабиринта» стал долг перед «Оренбургскими авиалиниями» на 1,5 млрд руб., «Экспо тур» погубил провалившийся на рынке новый продукт (круизы по Черноморскому побережью), а «Нордик стар» давно собиралась уйти с рынка.
Серией банкротств уже занялись правоохранительные органы. 5 августа представители Следственного комитета заявили о начале проверок закрывшихся компаний, а через два дня и о возбуждении пяти уголовных дел. Действия следователей стали реакцией на обращение Ростуризма проверить работу закрывшихся компаний. Но пока конкретные претензии предъявили только бенефициарам «Лабиринта»: по результатам проверки был вскрыт факт хищения у клиентов 100 млн руб. Сотрудники остальных компаний подтвердили «Ъ» факт проведения проверок, но не смогли назвать ни одной реальной претензии. «Никто не разобрался в обстоятельства, всех подвели под одну гребенку»,-- жалуются в РВМ. Многие чиновники от туротрасли вообще сомневаются в необходимости возбуждения уголовных дел. Как пояснили источники «Ъ», сомнения у властей вызывает лишь «Лабиринт».
Закон и порядок
Параллельно государство и участники отрасли задумались о серьезном изменении ее регулирования. Система страхования ответственности туроператоров создана два года назад после скандального ухода с рынка «Ланты-тур», когда более 6,5 тыс. человек не смогли получить компенсацию из-за банкротства оператора. С весны 2012 года компании обязаны раскрывать финансовые показатели, а страховщики -- рассчитывать размер гарантии на основании данных о выручке. Дополнительно риски страхует межотраслевой фонд «Турпомощь», формирующийся за счет средств операторов (взнос 100 тыс. руб. плюс 0,1% от оборота в год). Но система оказалась недостаточно эффективной. Размер фингарантии «Невы», 454,2 млн руб., был самым большим на рынке, но очевидно, что пострадавшим клиентам не удастся получить средства в полном объеме. Похожая ситуация сложилась с «Лабиринтом». Оператор застраховал свою ответственность только на 10% от средств, реально полученных за путевки (общая сумма фингарантии составляет 160 млн руб.), соответственно туристам удастся компенсировать только 10% затрат, рассказывает гендиректор «Пегас туристик» Анна Подгорная.
На прошлой неделе на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака была создана рабочая группа, которая к 20 августа должна представить поправки к отраслевому законодательству. Свои варианты предлагают также Минкульт, Ростуризм и отраслевые союзы -- Ассоциация туроператоров России (АТОР) и Российский союз туриндустрии (РСТ). Позиции сторон сходятся далеко не во всем. Так, глава Минкульта Владимир Мединский требует ужесточить госрегулирование отрасли и увеличить финансовую нагрузку на операторов. Но это категорически не нравится представителям АТОР и РСТ: дополнительное финансовое бремя не даст работать многим честным оператором.
РСТ, со своей стороны, рассчитывает утвердить новые правила фрахта самолетов. Сейчас клиентам туроператоров не выдают на руки реальные билеты, и авиакомпании не несут никакой ответственности за перевозку пассажиров. РСТ предлагает фиксировать в договоре обязанность авиакомпании в любом случае перевезти пассажиров, разделив риски с туроператорами. Но мера не находит поддержки у большинства операторов, так как неминуемо приведет к росту стоимости авиабилетов, объясняет чиновник, знакомый с ситуацией.
Среди мер, предложенных АТОР,-- запрет на профессию для бенефициаров обанкротившихся компаний и обязательный аудит участников рынка. Оба отраслевых союза рассчитывают скорректировать страховое законодательство. По словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, в турбизнесе может быть создана система страхования, приближенная к рынку ОСАГО и каско. РСТ выступает за страхование каждого договора с клиентом в отдельности -- но это кажется страховщикам слишком трудоемким, отмечает один из собеседников «Ъ» на рынке. Сходятся стороны только в желании передать Ростуризму функции регулятора, который сможет инициировать проверки операторов - сейчас этим занимаются Роспотребнадзор и следственные органы. *** Александра МЕРЦАЛОВА, Евгений ХВОСТИК (с сокращениями)
Вся пресса за 11 августа 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
tengrinews.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Что дает ОСМС казахстанцам? Разбираемся в системе медстрахования
|
|
Колыма-информ, Магадан, 25 ноября 2024 г.
Областная Дума внесла поправки в действующий бюджет Территориального фонда ОМС и приняла в первом чтении бюджет на предстоящую «трехлетку»
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
В РФ подготовили законопроект об увеличении выплат по ОСАГО
|
|
Кам24, Петропавловск-Камчатский, 25 ноября 2024 г.
На Камчатке автоледи не удалось вернуть деньги за ремонт внедорожника после ДТП
|
|
Коммерсантъ, 25 ноября 2024 г.
Мегаполис ОСАГО
|
|
Ведомости, 25 ноября 2024 г.
Как искусственный интеллект ищет рак у россиян
|
24 ноября 2024 г.
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Почти 42% водителей Новосибирской области ездят без аварий
|
|
МедиаРязань, 24 ноября 2024 г.
В Рязанской области более 40% водителей показывают безаварийную езду
|
|
Аргументы и факты на Оби, Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Меньше половины водителей в Новосибирской области ездят без аварий
|
|
МК в Новосибирске, 24 ноября 2024 г.
Около 42% водителей Новосибирской области ездят без аварий
|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Почти 42% новосибирских водителей ездят без аварий
|
|
5 колесо, 24 ноября 2024 г.
В России упростят оформление ДТП по ОСАГО. Но не всех
|
23 ноября 2024 г.
|
|
Сибкрай.ру, Новосибирск, 23 ноября 2024 г.
Страховщики похвалили новосибирских водителей – они самые «безаварийные»
|
|
Внешнеэкономические связи, 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты потребовали новые страховки из-за полетов над зонами боевых действий
|
|
МК в Донбассе, 23 ноября 2024 г.
Жители ДНР обязаны получить полис ОМС до 1 января 2026 года
|
|
РБК (RBC.ru), 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты пожаловались, что их заставляют летать над зонами боев
|
22 ноября 2024 г.
|
|
Новости Армении-NEWS.am, 22 ноября 2024 г.
Премьер-министр Армении: Мы пока не готовы к переходу на медицинское страхование
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|